В 2017 году в закон о вывозе мусора были внесены правки. С тех пор вывоз ТКО является отдельной коммунальной услугой и больше не рассматривается, как разновидность работ по бытовому обслуживанию. С января 2019 года мусорная реформа заработала в полной мере. Так, принятыми законом и подзаконными актами были введены новые правила обращения с мусором, обязанности по заключению договора на вывоз отходов, новые принципы и порядок тарификации данной услуги и т.д.
Основные понятия
До недавнего понятие бытового мусора было включено в определение твердых бытовых отходов — ТБО. Ими считались отходы, образованные в результате жизнедеятельности человека — пищевые отходы, продукты жизнедеятельности животных, мелкий строительный мусор, листья и ветки, отходы горения отопительных приборов, старая одежда и т.д. В качестве ТБО принимался любой мусор, производимый людьми по месту их проживания или обслуживания, в том числе в общественных местах.
Но в ст. 1 Закона № 89 «Об отходах производства и потребления» было введено понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. К ним законодатель отнес:
- мусор, образованный гражданами в их жилье в процессе потребления;
- товары, которые в процессе удовлетворения гражданами бытовых нужд потеряли свои потребительские качества;
- мусор, образованной в процессе коммерческой деятельности юрлиц и ИП, схожий по своим качествам и свойствам отходам, образованным гражданами по месту их жительства.
Понятие ТКО заменило понятие ТБО, ныне последнее с нормативной точки зрения использоваться более не может.
Помимо ТКО в законодательство введено понятие регионального оператора, осуществляющего обращение с ТКО. Таковой признается организация, ответственная за вывоз и обращение с ТКО, обязанная заключить договор с владельцами мусора, если места его скопления расположены на территории такого оператора. Организация, признаваемая таким оператором, отбирается на основе конкурса в рамках областной программы по обращению с ТКО, которую должен учредить субъект. В качестве операторов могут выступать одна или несколько организаций.
Новые правила обращения с ТКО
Новый порядок обращения с ТКО определен Правилами, утв. Постановлением Правительства № 1156 т«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации...». В соответствии с ним введено понятие мест сбора и накопления мусора, где жильцы должны складировать свои отходы. Такие места определяются схемой обращения с ТКО, определенной властями, и указываются в договоре. Накопление мусора может осуществляться жильцами:
- в контейнерах мусороприемных камер, если МКД оснащен соответствующей системой;
- в контейнерах и бункерах специальных площадок;
- в емкостях, выданных организацией-оператором;
- на спецплощадках для крупногабаритного мусора.
Согласно п. 13 Правил, обязанности по содержанию мусороприемных камер, площадок и иных мест накопления мусора, если они расположены на придомовой территории МКД, возлагаются на собственников квартир. Если такие площадки размещены на иных участках, обязанности по их содержанию возлагаются на собственников таких участков. Ответственность компании по вывозу мусора в отношении таких отходов возникает лишь после их забора и помещения в мусоровоз.
Потребителям запрещается размещать мусор в местах скопления, не указанных в договоре и не оборудованных для этого. Они также не могут размещать в контейнерах:
- воспламененные, горячие и крупногабаритные ТКО;
- снег и лед;
- электролампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы;
- медицинские ТКО и иной мусор, погрузка, выгрузка и обращение с которым угрожает повреждением контейнеров, мусоровоза и нарушением порядка обращения.
Размещение на необорудованном и непредназначенном для этого участке мусора, объемом более 1 куб. м, согласно п. 17 Правил, признается несанкционированным расположением ТКО. В таком случае собственник земли должен в 30-дневный срок избавиться от мусора либо заключить с оператором договор на его устранение.
Обратите внимание!
С 01.01.2018 все мусоровозы должны оснащаться средствами спутниковой навигации. В каждом из них должен быть маршрутный журнал, в котором указана информация о движении, загрузке и разгрузке ТКО
Заключение договора о вывозе мусора: чья обязанность и как это сделать
Согласно ст. 24.7 Закона № 89, договор о вывозе мусора должен быть заключен между собственниками мусора, т.е. собственниками или нанимателями жилых помещений. Они обязаны заключить такие договоры с региональным оператором. Поскольку договор на вывоз ТКО публичный, организация не вправе отказать потребителю в заключении такого соглашения. От их лица договор может заключать организация, представляющая интересы собственников — УК, ТСЖ, ЖСК или иная организация.
Региональный оператор в месячный срок с момента получения своего статуса доводит до собственников жилья информацию о необходимости заключения с ним договора. Детали заключения такого договора определяются положениями местного или регионального законодательства. Вместо стандартного договора в традиционной форме могут использоваться квитанции на оказание услуг или талоны, конкретное решение этого вопроса остается за исполнителем.
Как правило, такие соглашения оформляются при подомовом обходе сотрудниками оператора, если это частный сектор либо при обращении в администрацию оператора, в том числе в электронной форме, если собственник мусора намерен заключить договор самостоятельно. В отношении МКД договоры, как правило, заключают управляющие организации.
Тарификация
Цена услуг регионального оператора определяется соглашением с потребителем, но в пределах единого тарифа, установленного в отношении такого оператора региональными властями, с учетом территориального расположения конкретного района. Например, в СПб, согласно Распоряжению Комитета по тарифам № 118р, тариф для населения установлен в размере 4,4 тыс. руб. за тонну ТКО. Сумма тарифа производится на норматив накопления и делится на 12 месяцев. Для каждой категории потребителей норматив будет разным. Например, в Ростовской области он составляет 3,08 кубометра в год для жильцов МКД и 3,12 кубометра для частного сектора.